Профильные классы профессиональной направленности

В соответствии со статьей 148 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение общего среднего образования при реализации образовательной программы среднего образования может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения.

Конкретизация данной нормы приводится в Положении об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322 (далее – Положение об учреждении общего среднего образования). Так, пунктом 36 Положения об учреждении общего среднего образования установлено, что на III ступени общего среднего образования могут функционировать профильные классы (группы) профессиональной направленности. В профильных классах (группах) профессиональной направленности организуется изучение отдельных предметов, модулей на повышенном уровне и проведение факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической, спортивно-педагогической, сельскохозяйственной, военной-патриотической и других направленностей).

В учреждениях общего среднего образования функционируют профильные классы профессиональной направленности:

  • педагогической;
  • спортивно-педагогической;
  • аграрной;
  • военно-патриотической;
  • инженерной.

Обучение граждан Республики Беларусь в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан

развернуть

В целях реализации международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере образования с иностранными государствами Министерство образования информирует о наличии возможности обучения граждан Республики Беларусь в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в сфере высшего и послевузовского образования от 31.05.2013.

Таджикская сторона предоставляет для обучения в 2024/2025 учебном году возможности получения общего высшего образования по специальностям:

Код 1-54010-04 «Метрология, стандартизация и сертификация» -  1чел. (Таджикский национальный университет);

Код 1-790101 «Лечебное дело» - 1 чел. (Таджикский государственный медицинский университет им.Абуали ибн Сино);

Код 1-370205 «Строительство железных дорог» - 1чел. (Таджикский технический университет имени академика М.Осими);

Код 1-740206-2501 «Технология хранения и переработки сельскохозяйственной продукции-экономика-менеджмент» - 1чел. (Таджикский аграрный университет им.Ш.Шахтемур);

Код 1-210601-02 «Современные иностранные языки (перевод, китайский язык)».

свернуть

Профильные классы педагогической направленности

развернуть
В Республике Беларусь создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой являются профильные классы педагогической направленности.

Для того, чтобы в ближайшем будущем в учреждения образования страны пришли грамотные, творческие, профессиональные педагоги, способные реализовать стратегическую миссию укрепления и развития человеческого потенциала белорусской нации, уже сегодня в стране ведётся целенаправленная работа по привлечению в педагогические вузы наиболее мотивированных выпускников школ и гимназий.

Цель профильной подготовки педагогической направленности – осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.

Педагогический класс - это:

изучение учащимися X-XI классов учебных предметов на повышенном уровне (как правило, это те учебные предметы, учителем которого они планируют стать в будущем).

освоение курса факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» (всего 140 ч). Содержание программы курса структурировано в четыре модуля: — Модуль 1. «В мире педагогической профессии» (X класс); — Модуль 2. «Человек познающий: практическая психология познания» (X класс); — Модуль 3.«Я в педагогической профессии» (XI класс); — Модуль 4. «Познай самого себя» (XI класс).

прохождение педагогических проб: посещение уроков учителей, проведение микроисследований, организация игр на переменах, подготовка и проведение воспитательных дел, фрагментов уроков, практика в школьном лагере, волонтёрская деятельность и другие испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности.

создание портфолио «Я – педагог». Портфолио включает личные достижения учащегося, результаты учебной и педагогической деятельности: эссе, творческие задания, данные самодиагностики, презентации, проекты, рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников, результаты собственной рефлексии и др. В конце XI класса предусмотрена презентация и защита портфолио.

нестандартные формы занятий – тренинги, кейс-технологии, деловые игры, перевернутые уроки, дебаты, образовательные квесты, творческие задания, проекты и др.

Возможности и перспективы

познать самого себя, раскрыть свои способности;

развить эмоциональный интеллект, уверенность в себе и стрессоустойчивость;

научиться понимать других, строить и поддерживать конструктивные межличностные отношения

участвовать в совместных проектах, конкурсах фестивалях конференциях

наполнить школьную жизнь новыми знакомствами и яркими впечатлениями

сделать осмысленный профессиональный выбор, соответствующий личным стремлениям и способностям

поступить в УВО на педагогическую специальность без вступительных испытаний.

Правила зачисления учащихся

Зачисление учащихся в Х профильный класс педагогической направленности проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы (группы) без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Информация о собеседовании с выпускниками педагогических классов

Цель — выявить личностные, деловые качества абитуриента, его способности и мотивацию к обучению на педагогической специальности. Задания для проведения собеседования составляются приемной комиссией вуза в соответствии с учебной программой факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию».

Какие примерно вопросы будут на собеседовании?

  • Почему Вы решили выбрать педагогическую профессию / конкретную педагогическую специальность?
  • В чём, на Ваш взгляд, специфика педагогической профессии?
  • Какой стиль педагогического общения (директивный, защитный, понимающий или уступчивый) наиболее близок вашему характеру и, по Вашему мнению, подойдет вам как будущему учителю?
  • Каково значение эмпатии в деятельности педагога?
  • Что такое Я-концепция?
  • Что такое «портфолио педагога»? Из каких частей складывается Ваш портфолио? Какими достижениями Вы особенно гордитесь? и т.д.

 При поступлении на следующие специальности: 1-020601 «Технический труд и предпринимательство», 1-020602 «Обслуживающий труд и предпринимательство», 1-020603 «Технический труд и техническое творчество», 1-020604 «Обслуживающий труд и изобразительное искусство» предусмотрен перечень дополнительных вопросов. Например:

  • Творчество каких художников Вам кажется наиболее близким и понятным?
  • Нарисуйте человека только прямоугольниками.
  • «Закат» и «рассвет»: есть ли разница в цвете? Какими красками будете их рисовать? и т.д.

В какой форме будет проводиться собеседование?

 Собеседование будет проводиться в устной форме.

Нормативное правовое обеспечение(ссылка)

Педагогические университеты Беларуси: куда поступать?(ссылка)

свернуть

Профильные классы спортивно-педагогической направленности

развернуть

Если спорт для тебя не физкультура в дневнике, а стиль жизни и желаемая профессиональная сфера, стоит всерьёз рассмотреть поступление на спортивную специальность.

В целях создания условий для организации спортивной подготовки одаренных в спорте учащихся в учреждениях общего среднего образования по инициативе руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений могут создаваться специализированные по спорту классы. Порядок создания и организации работы указанных классов регламентируется Положением о специализированных по спорту классах, утвержденных постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 08.07.2014 № 18/23/97.

В учреждениях общего среднего образования могут открываться профильные классы спортивно-педагогической направленности для помощи учащимся в выборе будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Отбор в профильные классы спортивно-педагогической направленности осуществляется в соответствии с пунктом 43 Положения об учреждении общего среднего образования: классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне формируются из числа лиц, изъявивших желание изучать на повышенном уровне отдельные учебные предметы и имеющих по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования по данным учебным предметам отметки не ниже 7 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов.

При обучении в классах спортивно-педагогической направленности учащиеся изучают на повышенном уровне учебные предметы «Физическая культура и здоровье» и «Биология» и осваивают содержание учебной программы факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии» для учащихся X-XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования. При организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» на повышенном уровне в дополнение к учебным часам, выделенным на проведение учебных занятий «Физическая культура и здоровье» в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83, возможно выделение до 2 учебных часов за счет часов факультативных занятий.

В классах спортивно-педагогической направленности могут обучаться учащиеся специализированных по спорту классов. В этом случае на повышенном уровне изучается только учебный предмет «Биология», а также осваивается программа факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии».

Учебная программа факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии» для учащихся X-XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121, размещена на национальном образовательном портале: http://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы I–IVV–XI классы / Физическая культура и здоровье / Учебные программы факультативных занятий.

Возможности и перспективы

Учащиеся спортивно-педагогического класса смогут поступить в БГУФК без экзаменов. Для этого им нужно окончить школу без шестерок, а по профильным предметам иметь в аттестате не ниже 8 баллов. Еще одно условие зачисления в вуз – последующая обязательная работа по распределению не менее пяти лет.

Спортивные факультеты и специальности в УВО и колледжах Беларуси(ссылка)

 

свернуть

Профильные классы аграрной направленности

развернуть
Если ты думаешь поступать в сельскохозяйственный вуз, рассмотри вариант обучения в аграрном классе. Это короткий и 100% путь к зачислению!

 

Ориентация на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности.

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

Нормативное правовое обеспечение(ссылка)

Как поступить в университет после аграрного класса?

При поступлении в сельскохозяйственный вуз абитуриенты обычно сдают два ЦТ, при этом оценки по профильным предметам должны быть не ниже 7. Если результаты тестирования абитуриента не устраивают, он может сдать два вступительных экзамена (обычно письменных) в самом университете. Для выпускников агроклассов действуют привилегии: они могут поступить без экзаменов, по результатам собеседования. Для этого им необходимо иметь в аттестате отметки по профильным предметам не ниже 7 и заручиться целевым направлением. Но стоит помнить, что «целевое» предусматривает 5 лет отработки по распределению после вуза и три года — после колледжа.

Аграрные университеты и колледжи Беларуси(ссылка)

 

свернуть

Профильные классы военно-патриотической направленности

развернуть
Целью классов военно-патриотической направленности - целенаправленная и профессиональная ориентация молодежи, подготовка к учебе в Военной Академии Республики Беларусь и прохождению службы в Вооруженных силах Республики Беларусь.

это интересная, увлекательная и необходимая форма работы, поскольку наряду с теоретическими знаниями и практическими навыками юноши и девушки получают возможность профессионального самоопределения.

В классах военно-патриотической направленности школьникам будут преподавать на повышенном уровне физику и математику. Поэтому, чтобы осваивать такой профиль, по названным школьным дисциплинам нужно иметь оценки не ниже 7 баллов. К тому же учиться в профильном классе смогут те ребята, у которых средний балл аттестата – не ниже 6.

Нормативное правовое обеспечение(ссылка)

Военное образование в Республике Беларусь (ссылка)

 

Как стать офицером

свернуть

Профильные классы инженерной направленности

развернуть
Инженерное образование выступает важным аспектом мирового экономического развития. Высококвалифицированные кадры, способные эффективно справляться с экономическими, экологическими, военными и прочими вызовами являются основным ресурсом, определяющим как степень благосостояния, так и безопасности любого государства. В руках инженеров сосредоточены инструменты для достижения технологического суверенитета, а результаты их работы определяют технологический ландшафт завтрашнего дня.

В настоящее время востребованность на национальном рынке труда в инженерных кадрах является одной из наиболее высоких. В условиях быстро меняющейся технологической среды важным для государства выступает обеспечение качественной подготовки специалистов-инженеров. Решение данной задачи связано с созданием и реализацией интеграции общего среднего и высшего образования.

Инженерный класс – это модель профильного инженерного образования для школьников, где большое внимание уделяется работе с одаренными детьми и детьми, мотивированными на обучение по инженерному направлению. Проект помогает школьникам более точно и осмысленно выбрать будущую техническую профессию и получить дополнительные знания вне школы.

Нормативное правовое обеспечение

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»

Дорожная карта по развитию сети профильных классов инженерной направленности в учреждениях общего среднего образования

Образец договора о сотрудничестве БНТУ с УОСО по созданию профильных инженерных классов

Психолог-педагогическое сопровождение (ССЫЛКА)

 

свернуть
поделиться в: