Советы психолога

Никогда не будет лишним ознакомиться с советами психолога о том, как наладить удалённое обучение в домашних условиях. С рекомендациями психолога Минского областного института развития образования о дистанционном обучении на дому можно ознакомиться здесь.

 

 Секреты воспитания детей

1. С детства приучать детей к труду, чтобы они понимали его ценность. У каждого ребёнка должны быть определённые посильные обязанности по дому.

2. Ребёнок обязательно должен уважать старших. Дети не имеют права хамить взрослым, повышать на них голос либо критиковать. Если в отношении ребёнка взрослым человеком допущена несправедливость, с этим должны разбираться родители, но ни в коем случае не дети.

3. Важно формировать у детей любовь к чистоте и уюту в доме. Дети должны сами наводить порядок в своих комнатах, а также участвовать в выборе важных покупок для дома.

4. Приучать детей с малых лет правильно распоряжаться финансами. Ребёнок должен понимать: чтобы что-то получить, нужно приложить какие-то усилия.  Например, если ребёнок просит новый телефон, родители предлагают ему часть денег скопить самостоятельно.

5. Ребёнку обязательно нужно уделять время. Даже если был трудный день и вы устали на работе. С детьми важно разговаривать, интересоваться их успехами, разбираться в их проблемах.

6. Ребёнка нужно воспитывать личностью, имеющей собственное мнение. Человек, у которого есть самоуважение, будет уважать и других. Но при этом все его действия будут осознанны, он не будет поддаваться негативному влиянию окружающих.

7. Родители обязательно должны замечать способности ребёнка и делать всё, чтобы помочь их развитию, чтобы наши дети однажды стали лучше, чем мы сами.

8. Воспитывая детей, нельзя забывать о себе. Без положительного примера родителей у ребёнка никогда не сформируется правильное представление о достойном человеке, семье, окружении.

9. Во всём нужно искать положительную сторону. Например, в очередной раз занимаясь мытьём посуды, думать не о горе грязных тарелок, а о том, что вся семья сыта, здорова и благодарна тебе за твой труд.

10. Ужинать всем вместе. Это время, когда все делятся впечатлениями, полученными за день, обсуждают планы на завтра.

11. И самое важное: родители должны чётко понимать, что за проступками детей всегда стоят ошибки воспитания взрослых. Поэтому необходимо анализировать все трудности, с которыми сталкивается ребёнок, и стремиться преодолевать их вместе.

Источник: Интернет.

 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

развернуть

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.

Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.

Не следует говорить ребенку:

  • «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
  • «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
  • «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
  • «Где уж мне тебя понять!»;
  • «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
  • «Не получается – значит, не старался!»;
  • «Все дети, как дети, а ты …»;
  • «Сам виноват…не жалуйся…..бестолочь».

Обязательно скажите ему:

  • «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
  • «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;
  • «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
  • «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).  

Риск суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости.

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Приемы предупреждения суицидов

  • Воспринимайте ребенка всерьез.Относиться снисходительно нельзя.
  • Выслушивайте – «Я слышу тебя».Дайте ему возможность высказаться. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
  • Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • Анализируйтевместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • Воспитывайте в ребенке привычку рассказыватьродителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • Не опаздывайте с ответами на его вопросыпо различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.;
  • Не иронизируйте,если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
  • Будьте внимательнык косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
  • Подчеркивайте временный характер проблем– признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
  • Обсудите с ним работу служб,которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов.              
свернуть

Внимание! Признаки зависимости от азартных игр

развернуть

Алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр — это все понятия, стоящие в одном ряду. Механизмы формирования всех зависимостей, к сожалению, одни и те же. Как правило, в их основе чаще всего лежат и похожие психологические механизмы.

В самостоятельное заболевание зависимость от игры — гэмблинг, лудомания, игромания, — была выделена совсем недавно. Сейчас к ней относятся так же, как и к другим зависимостям — алкоголизму, наркомании.

Выделяют такие симптомы «игровой наркомании»:

1. Каждый день, без пропусков, играете на компьютере;

2. После начала игры теряете чувства времени;

3. Не хочется оставлять игру незавершенной;

4. Едите без отрыва от монитора;

5. Не признаете, что слишком много времени проводите за игрой на компьютере;

6. Окружающие начинают упрекать вас тем, что вы проводите много времени возле монитора;

7. Не прекращаете игру, если достигнете какой-то уровень сложности, идете дальше;

8. Сравниваете свои результаты со старыми и гордитесь этим, сообщаете об этом всем, ком только можно;

9. Играете в разгар работы, учебы;

10. Как только члены семьи направляются из дома, бросаетесь к компьютеру и с чувством облегчения начинаете играть.

Классический сценарий быстрого развития игровой зависимости таков: человек, только что познакомившийся с той или иной игрой, практически тут же становится обладателем крупного выигрыша. Подавляющее большинство людей в данном случае не принимают решения остановиться на этом, а продолжают делать ставки с целью обрести еще больший доход. Это, в конце концов, приводит к исчезновению как выигрыша, так и начального капитала. Горький опыт не служит поводом прекратить пагубное увлечение азартными играми. Наоборот, проигрыш разжигает еще большее желание возместить потерю, и человек продолжает играть в ущерб себе. Такой особенностью психического поведения по отношению к азартным играм большинства людей пользуются игорные дома и казино. Они зачастую специально сразу дают новичкам выиграть, чтобы у тех возникло желание играть дальше и дальше ради еще большей прибыли.

В отличие от родственных заболеваний наркомании и алкоголизма, эта более близка к психическим болезням, не затрагивает физического здоровья. Но принцип самого влечения у нее схож. Если при наркомании и алкоголизме физические симптомы указывают на болезненное состояние, то в случае игромании такого естественно не наблюдается.

Букмекерские конторы: выигрывают они, проигрываешь ты

свернуть

10 СПОСОБОВ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ

развернуть

10 СПОСОБОВ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ

Наша жизнь ускоряется. И на ребёнка в подростковом возрасте, особенно в период сдачи экзаменов, ложится огромная нагрузка. Для того чтобы ваш ребёнок мог справиться со стрессом, ему необходимо самому распознавать, когда и какие эмоции, чувства могут вызвать стресс и как с ним бороться.

Тревожность. Обратите внимание вашего ребёнка на такой момент. Если его внимание постоянно занимает мысль, например, «я беспокоюсь о…, меня беспокоит…»; если он постоянно делает непроизвольные движения, такие, как покручивание волоса, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу, это признаки нервозности. Ребёнок должен научиться следить за собой, распознавать их.

Обращение за помощью. Ребёнок не должен справляться со всем в одиночку. Если у него слишком много обязанностей, он может попросить родителей, братьев, сестёр, друзей помочь ему. Даже простой разговор по душам, о том, как у него много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.

Планирование. Научите ребёнка планировать свой день. Если ему предстоит какая-либо нелёгкая задача (например, подготовка к экзаменам), лучше разделить её на части и выполнять каждую часть за какой-то определённый промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.

Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть. Научите вашего ребёнка находить время на отдых. Помогите ему сделать список тех видов деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть. Это может быть и встреча с друзьями, и занятие спортом, музыкой и др.

Анализ поражений. Если ваш ребёнок потерпел неудачу (например, получил не тот результат, который хотел на первом экзамене), научите его извлекать из этого пользу. Вместо того чтобы ругать себя: «Плохо написал контрольную, потому что я глупый. Я ничего не умею делать, и ничего у меня не получается». Он должен реально смотреть на вещи: «Я плохо написал работу, значит, что-то не доучил, в чём-то не разобрался». Это поможет ему в следующий раз избегать подобных ошибок и неприятностей, а также верить в свои силы.

Полноценный сон и хорошее питание. Ваш ребёнок должен знать, что сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справляться.

Избавление от негативных эмоций. Как помочь ребёнку избавиться от негативных мыслей и ощущений, которые не дают ему покоя? Можно посоветовать ему завести дневник, в котором он бы описывал свои чувства, тем самым, материализуя их на бумагу, освобождаясь от них и понимая то, что за ними стояло.

Ставьте перед собой цели, но в пределах разумного. Научите своего ребёнка ставить перед собой реально достижимые цели и правильно оценивать свои силы и возможности.

Приоритеты. Когда день вашего ребёнка представляет список дел и никакой свободной, чтобы расслабиться, научите его из всей массы выделять самое главное и начинать с него. Иногда всё-таки стоит отложить назавтра то, что можно сделать сегодня.

Физические упражнения. Спорт укрепляет организм ребёнка, делает его более энергичным, выносливым, устойчивым к стрессам. Вы должны приучить ребёнка к активным видам деятельности: неважно будет ли это бег, плавание или просто ходьба. Пусть он выберет сам на своё усмотрение.

Источник: Интернет.

свернуть

Памятка для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей

развернуть